null
Приветствую Вас, ГостьЧетверг, 17.08.2017, 14:38
RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Психокоррекционная деятельность и тренинги 
Психокоррекционная деятельность

В рамках выполнения грантового проекта «Женщина-преступница в условиях изменяющейся России: типология, модели, психокоррекция личности и психопрофилактика криминального поведения», № 08-06-00543а на базе лаборатории юридической психологии разработан психотехнологический комплекс социально-психологических тренингов с целью психологической коррекции личности женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Разработанный комплекс создан с учётом особенностей психологических проблем женщин. Комплекс включает в себя несколько блоков. Первый блок (диагностический) направлен на выявление специфики психологических проблем осужденных женщин в основных сферах жизнедеятельности. Диагностика производится с помощью разработанной проективной техники, основанной на использовании ассоциативной продукции участников тренинга. Второй блок (психокоррекционный) включает следующие виды тренингов: 1. танцевальный тренинг; 2. тренинг гендерных ролей; 3. кинотренинг; 4. тренинг ответственности.
Их соединение в рамках разработанного комплекса объясняется необходимостью психологической работы как с эмоциональными, зачастую малоосознаваемыми, пластами психики, так и со смысловыми, рациональными её подструктурами.

Целью танцевально-двигательный тренинга явилось улучшение компонентов психического состояния его участников (самочувствие, активность, настроение), оптимизация психического и психофизического состояния личности, разрядка эмоционального напряжения, самовыражение символическими средствами.

Важность включения танца в предлагаемый комплекс обусловлен большими психотерапевтическими возможностями этого вида искусства. Можно выделить следующие преимущества: 1. спонтанность выражения эмоций в движении; 2. естественность самовыражения человека в танце; 3. реализация творческой экспрессии и активности; 4. возможность коммуникации символическими средствами.

Цель тренинга гендерных ролей: Расширение репертуара гендерных ролей личности, предоставляющее участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе апробированных в тренинге и сознательно выбранных ролей; отказ от традиционных ролей и принятие новых гендерных ролей, в наибольшей степени отражающих индивидуальность каждой женщины.

Участие в тренинге способствует расширению спектра реализуемых гендерных ролей женщин, работающих в группе. Работая в рамках тренинговых программ, женщины получают возможность проанализировать гендерные аспекты своего прошлого опыта, познакомиться с новыми возможностями реализации гендера.

При проведении кинотренинга в качестве терапевтического материала используются достижения мирового кинематографа, что выступает тонким и мощным инструментом самодиагностики и коррекции бессознательной психической сферы человека.

Цель фильмотерапии: психокоррекционное воздействие на поведенческий и ценностно-смысловой уровни личности человека.

Основной сферой применения метода фильмотерапии является управление его познавательными процессами, формирование специальных умственных навыков и адаптивных моделей поведения, формирование согласованной системы ценностей.

Сочетание зрительного восприятия информации и ее детального, логического осмысления значительно повышает эффективность воздействия на дисциплинарные процессы и процессы ресоциализации личности, находящейся в условиях заключения.

Цель тренинга ответственности: научить женщин принимать на себя ответственность за свои мысли, чувства и поведение. У женщин-преступниц наблюдается тенденция избегать принятия ответственности за самих себя; они склонны рассматривать других ответственными за произошедшие в их жизни события. Прежде всего это относится к факту совершения ими преступления и последующему лишению свободы. Они обвиняют в случившемся окружающих («не предупредили», «не давали денег», «дети часто мешали»). Осужденные оправдывают совершение собственного преступления внешними обстоятельствами («делала ради детей, родителей»).

Разработанный комплекс показал высокую эффективность в практике психокоррекционной работы с женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

В реализации тренинговых программ принимали участие: научный руководитель грантового проекта РГНФ, доцент кафедры психологии Н.М. Романова, исполнитель проекта, ассистент кафедры психологии И.А. Кастерина, студентки 4-го и 5-го курсов факультета философии и психологии (специализация «юридическая психология») Е. Зорина, А. Косарева, А. Афанасьева, Е. Крякина. Тренинговые программы были реализованы в рамках научно-практического сотрудничества факультета философии и психологии СГУ с ФСИН России по Саратовской области.



Тренинги, проведенные на базе ФСИН

Сотрудниками был проведён комплекс мероприятий по апробации социально-психологических тренингов с женщинами, отбывающими наказание в системе ФСИН России по Саратовской области. Программа была реализована в рамках выполнения грантового проекта РГНФ «Женщина-преступница в условиях изменяющейся России: типология, модели, психокоррекция личности и психопрофилактика криминального поведения».

1) Социально-психологические тренинги:    «Содержание гендерных ролей» и «Жизненные ценности личности» на базе женской колонии ИК-5 (28-29 апреля 2009 г.). 





2) Танцевально-двигательный тренинг с женщинами-заключенными в СИЗО №1 г. Саратова (6 мая 2009). Его целью явилось улучшение компонентов психического состояния участников. В тренинге приняли участие 14 заключённых.
В реализации программ принимали участие: научный руководитель грантового проекта РГНФ, доцент кафедры психологии Н.М. Романова, студентки специализации «Юридическая психология» Е. Зорина, А. Косарева, А. Афанасьева.


Тренинги, проведенные с учениками старших классов и студентами

1) Социально-психологический тренинг со студентами – психологами  4 курса СГУ и учащимися старших классов школы-интерната №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (12 марта 2010 г. ) Цель тренинга – отработка навыков конструктивного общения и повышение уверенности его участников. Ведущий тренинга - сотрудник лаборатории юридической психологии - Зорина Е.А.





2) Социально-психологический тренинг, направленный на комплексную подготовку старшеклассников к сдаче экзамена (6 мая 2010 г. ).  Ведущие тренинга:  сотрудники лаборатории - Зорина Е.А., Вишнякова И.А.,  Емелина Е.В.


    
Лаборатория юридической психологии © 2017